На главную

Новости :: История :: Персоны :: Структура :: Профили ::Копилка :: Контакты :: Форум

Гимназические новостиГимназия в лицахСтруктура гимназииМетодическая копилкаКак с нами связаться
Найти на  Яндексе
Брянский образовательный портал

Департамент образования области

Центр информвтизации Брянской области

Большая перемена

Телефон доверия

Центр профориентации


Развитие профильного обучения и предпрофильной подготовки в гимназии №1 города Брянска представляет собой движение от открытия профильных 10-11 классов, введения специальных курсов и семинаров (1992 г ., экспериментальный период); к развитию и распространению системы элективных курсов, выход за рамки классно-урочной системы (новый государственный образовательный стандарт 2004г., федеральный эксперимент по введению профильного обучения).

Эта эволюция позволила усилить дифференцированность и гибкость программ, реализовать доступность профильного обучения в гимназии, повысить уровень обученности в условиях профильности.

Таким образом, с самого начала своей деятельности (1992-1993 уч. год) гимназия №1 функционирует как многопрофильное (в старшей школе) инновационное учебное заведение.

Методологические подходы, стратегию, цели и задачи профильного обучения гимназия определяла в 1990 году исходя из двух, на наш взгляд, очень серьезных для российской системы образования противоречий между: 1) образовательными потребностями старшеклассников и их родителей и существующим на тот момент спектром учебных предметов, а также уровнем их овладения в общеобразовательной школе; 2) требованиями системы высшего образования к качеству подготовки абитуриента и подготовкой выпускников на выходе из школы.

В профильном обучении мы видели инструмент индивидуализации образовательных программ учащихся в условиях массового общего образования, поэтому основной задачей развития профильного обучения в гимназии считали создание более гибкой образовательной программы каждого учащегося, максимально отвечающей его запросам, способностям и склонностям, тем самым решая задачу обеспечения высокого современного качества образования и его доступности.

Главными нормативными документами на тот период были «Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе» ( 1990 г .) и Устав гимназии №1 города Брянска, в основу которого был заложен принцип профильности и индивидуализации образовательных программ. На основании Устава были разработаны соответствующие локальные акты, устанавливающие организационные условия профильного обучения: правила приема в профильные классы, правила формирования профильных образовательных программ и профилей обучения, возможность и порядок смены профиля.

Содержание профильного обучения в гимназии предусматривало около 65% базового образовательного компонента, примерно 25% профильного компонента и около 10% - спецкурсы, спецсеминары, факультативы, занятия в НОУ, которые проходили во второй половине дня. Занятия по выбору учащихся вели учителя высшей категории и преподаватели высших учебных заведений. Кроме того, была организована консультативная и индивидуальная работа в рамках профилей.

Являясь по своему статусу многопрофильным учебным заведением, уже с момента открытия, гимназия по запросу учеников и их родителей организовала три профиля в старшей школе: гуманитарный, физико-математический и химико-биологический. Данный набор профилей, на наш взгляд, был оптимальным, что в дальнейшем подтвердилось высоким качеством обученности на выпуске и поступлением в высшие учебные заведения соответствующих профилей.

Модель профильного обучения варьировалась и определялась развитием нашего учебного заведения. Так, осуществляя концепцию довузовской профессиональной подготовки и плодотворно сотрудничая с экономическим факультетом БГИТА, гимназия в рамках эксперимента вводила управленческий профиль. Куратор эксперимента - доктор экономических наук, профессор Горбов Николай Михайлович. Спецкурсы «Основы предпринимательства», «Предпринимательство и менеджмент» велись кандидатом экономических наук, преподавателем БГИТА Коноплевым Э.П., консультативную помощь в организации учебного процесса в рамках профиля оказывал доктор экономических наук, заведующий кафедры экономики БГИТА В. Ковалевский. По результатам вступительных экзаменов в этот ВУЗ из наших выпускников была сформирована группа со специализацией «Муниципальное и государственное управление».

Договорные отношения о сотрудничестве уже в то время имелись со всеми брянскими вузами. При этом мы не ставили своей целью превращать гимназию в «мини-вуз». Нашей задачей было сделать своих выпускников конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения, заложить необходимую базу для понимания вузовских курсов, подготовить их к вузовской учебной деятельности (семинары, зачеты, проекты, доклады и т.д.); присущей высшей школе.

С момента выхода Концепции профильного обучения (приказ МО Российской Федерации от 18.07.2002 года №2783) и постановления Правительства РФ от 09.07.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профессионального обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» гимназия №1 города Брянска получила новый импульс в реализации профильного обучения в старшей школе.

Закрепление базового и профильного обучения в федеральном компоненте позволило сделать школьный компонент не привязанным жестко к профилю и представить его в виде элективных курсов по выбору самого учащегося. Элективные курсы носят краткосрочный характер, что дает гимназистам возможность выбора и погружения в определенную область знаний. Причем в 10 - 11 классах элективные курсы работают на углубление знаний как по профильным предметам, так и по непрофильным предметам (по желанию учащихся). Элективные курсы ведутся учителями высшей категории, учеными брянских вузов.

Предпрофильная подготовка на первых этапах становления многопрофильной гимназии осуществлялась в основном усилиями психологической службы гимназии совместно с центром профориентации, через систему воспитательной работы, организацией достаточного количества факультативных и кружковых занятий.

Результативность профильного обучения отслеживается по успешности выпускников. Если в первый год существования гимназии у нас не было ни одного призового места на областных предметных олимпиадах, то 2003-2004 учебном году - 18, в 2004 - 2005 учебном году – 15, в 2005-2006 – 19 призовых мест, 2006-2007 – 19 призовых мест.

Из гимназии за 15 лет ее существования вышло 147 медалистов: 61 золотая и 86 серебряных медалей. В 2006-2007 учебном году – 10 золотых и 14 серебряных. Стабильно высоким остается процент поступления выпускников гимназии в ВУЗы и за последние 4 года представляет следующую картину: 2003 -2004 - 97,5%, 2004 -2005 учебный год - 99%., 2005-2006 учебный год – 99%, 2006-2007 учебный год - 99%. Следует отметить, что около 60% выпускников выбирают направление обучения по своему профилю.

Высокое качество обученности подтверждают результаты единого государственного экзамена:

Средний балл сдачи ЕГЭ по предметам


    Предметы


2003-2004 учебный год


2004-2005 учебный год


2005-2006 учебный год


2006-2007 учебный год

Математика

4 балла

4,1 балла

4,1 балла

4,2 балла

Русский язык

--

4,2 балла

4,2 балла

4,5 балла

Биология

4,6 балла

4,7 балла

4,0 балла

4, 7 балла

Химия

4,5 балла

4,6 балла

4,7 балла

4, 1 балл

В своей инновационной деятельности по организации профильного обучения в гимназии мы сталкивались с рядом серьезных проблем:

•  отсутствие необходимого для профильного обучения УМК;

•  подготовка и переподготовка учителей, работающих в профилях, как по профильным, так и по непрофильным предметам;

•  перегрузка учащихся;

•  смена направления профиля обучения;

•  слабая организация предпрофильной подготовки в основной школе, отсутствие четко выстроенной системы подготовки гимназистов к профильному обучению.

В то же время было видно, что большинство гимназистов определялись с предполагаемым профилем обучения уже на этапе 8-9 классов и в основном достаточно осознанно входили в этап профильного обучения в старшем звене. Поэтому в 2002-2003 учебном году гимназия особое внимание уделила созданию системы предпрофильной подготовки. Данная работа велась в следующих направлениях:

•  информационная работа;

•  профильная ориентация;

•  предпрофильные курсы по выбору;

•  учет личных достижений учащихся («портфолио»);

•  итоговая аттестация;

•  конструирование профилей;

•  комплектование предпрофильных классов и групп.

На старшей ступени продолжили исследование возможностей дифференциации содержания образования: организации элективных и специальных курсов, совершенствование расписания, выстраивание взаимодействия с ВУЗами и с Сузами Брянска в новых условиях.

Информационную работу по предпрофильной подготовке начинаем с восьмого класса. При этом преследуем основную цель: формирование у гимназистов профессиональных интересов, подведение к осознанию своих профессионально важных личностных качеств, расширение знаний о выборе профессии и возможностях этого выбора. В проведении этой работы принимают участие Брянский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, психологи гимназии, классные воспитатели, библиотекари, руководители элективных курсов и кружков. В своей профориентационной работе для организации экскурсий и встреч с людьми различных профессий используем возможности родителей и систему гимназического кабельного телевидения. Специально для диагностического исследования интересов и склонностей учащихся была приобретена и активно используется в практике работы методика оценки структуры интеллектуальных способностей Р. Амтхауэра. В рамках существующего договора с Брянским государственным университетом являемся экспериментальной площадкой по апробации технологии отбора в профильную школу (руководитель – доктор педагогических наук Н.А. Асташова). Начиная с 8 класса в гимназии организовано предпрофильное обучение по нескольким направлениям. Наряду с традиционными гимназическими предпрофильными классами обязательным в параллеле является наличие универсальных классов. Главным критерием отбора в предпрофильные классы является желание ученика и его родителей.

В девятых классах вводим систему элективных курсов

В своей практике создания портфолио мы исходили из того, что «папка достижений» (портфолио) должна помочь каждому гимназисту на этом этапе обучения сформировать свой рейтинг. Наш портфолио содержит успехи учащегося именно по профильным предметам и избранному направлению в целом. К ним относятся формализованные по единым правилам (см. Приложение) сведения об экзаменах по выбору, участии в олимпиадах, конкурсах, прохождении курсов по выбору, грамоты и дипломы, говорящие о личных достижениях, а также отзывы и самоотчеты о социальных пробах, предпринятых учащимися. Такая структура портфолио позволяет нам осуществлять прием в профильные классы всех успешно закончивших основную школу в соответствии с их интересами и жизненными планами.

В 2007-2008 учебном году в гимназии функционируют следующие профильные и предпрофильные классы:

8-а класс - гуманитарное направление;

8-б класс - физико-математическое направление;

8-в класс - физико-математическое направление;

8-г - универсальный класс;

9-а класс – гуманитарная подгруппа / физико-математическая подгруппа;

9-б класс, 9-в класс – физико-математическое направление;

9-г класс – медико-биологическая подгруппа / универсальная подгруппа.

10-а класс – гуманитарный класс;

10-б - физико-математическое направление;

10-в – физико-математическая подгруппа / медико-биологическая подгруппа;

11-а – гуманитарный класс;

11-б - физико-математическое направление

11-в - физико-математическая подгруппа / медико-биологическая подгруппа.

 
Вверх ©  Дизайн и разработка сайта "ILAN-Studio" 2006-2007

 

Hosted by uCoz